Как подготовиться к Таинству Исповеди

http://cs303207.userapi.com/u4660363/145146543/x_65d36a1b.jpg Мы пришли исповедать грехи. А что такое грех? Грех есть нарушение воли Божией, которая открыта нам в зако­не Божием. При крещении мы давали обеты: отречься от сатаны и всех дел его и сочетаться со Христом; мы обеща­ли жить по заповедям Божиим и удаляться виновника зла и нарушителя Божественной воли, т.е. диавола и его злых дел.

Когда мы грешим, то уклоняемся к врагу и неволь­но делаемся заодно с ним врагами Божиими. Грех производит в нас:

• ослепления ума;

• развращение воли;

• искажение совести;

• растление тела.

Такое состояние может привести нас к вечному му­чению вместе с диаволом.

2. Средством примирения с Богом (чтобы снова стать чадами Божиими и наследниками райскаго блаженства) является покаяние.

Покаяние состоит:

1) в познании своих грехов и в чистосердечном рас­каянии в них;

2) в оплакивании грехов и намерении больше не гре­шить;

3) в исповедании грехов перед духовником.

Для того, чтобы получить прощение грехов от Бога, необходимо:

1) простить от всего сердца обиды ближним и при­мириться с ними;

2) верить, что всякий грех, исповеданный с сокруше­нием, прощается, а намеренно скрытый не только не прощается, но вменяется сугубо (вдвойне).

Всякий говорит о себе и чувствует, что он грешен, но смутно и неопределенно. И страшное дело, когда кто ни одного греха не может осознать в себе, а на вопросы духовника, не отдавая себе отчета, механически гово­рит: грешен.

Это не исповедь, а празднословие, даже почти ко­щунство над таинством.

Покаяние требует определенно разъяснить себе, что именно в нас нечисто и грешно, и в какой мере; узнать свои грехи ясно и раздельно, как бы численно. Для этого надо сопоставить жизнь свою с законом Божиим и рас­смотреть — в чем она сходна с ним и в чем не сходна.

Исповедь по десяти заповедям,

данным Господом пророку Боговидцу Моисею

Первая заповедь закона Божия повелевает: ВЕ­РОВАТЬ БОГУ И ПОЧИТАТЬ ЕГО.

Согрешили: маловерием, неверием, сомнением, от­чаянием в своем спасении, надеждою на себя и на людей более, чем на Бога (излишней надеждой на милосердие Божие), забвением о правосудии Божием, т.е. не­раскаянностью.

Непокорностью воле Божией и распоряжениям Про­мысла Божия.

Упорным желанием, чтобы все было по-моему.

Нетерпеливостью и ропотом, когда что делается не по моему желанию.

Человекоугодием и пристрастною любовью к людям, твари, вещам, занятиям.

Нежеланием и небрежением раскрыть в себе память о Боге и о воле Его, о вере в Него, благоговении и страхе пред Ним, надежде на Него, преданности воле Его и послушании Ему, любви к Нему, стремлении к Нему всем существом и ревности о славе Его. Богоотступниче­ством. Неимением любви к Богу…

2. «НЕ СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА», т.е. вымыш­ленного бога-идола.

Согрешили: гордостью, тщеславием, самолюбием, сластолюбием, корыстолюбием, лицемерием, чревоуго­дием, объядением, сладострастием, раболепством духу времени и мирским обычаям против совести, с наруше­нием заповедей Божиих, пьянством, тайноядением.

3. «НЕ ПРОИЗНОСИ ИМЕНИ ГОСПОДА БОГА ТВОЕГО НАПРАСНО».

Согрешили: богохульством, кощунством, божбою, клятвою, нарушением клятвы, проклинали себя и дру­гих. Нарушением обетов, неуважением к благочестию и благочестивым людям. Презрением, насмешками над ними. Стыдливостью показаться набожным христианином, празднословием. Произносили в поговорках имя Божие, забывая о том, что «Господь не оставит без нака­зания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7).

4. Четвертая заповедь повелевает ПОЧИТАТЬ ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ.

Согрешили: непочитанием праздников, непосеще­нием храма по лености. Леностью к молитве и чтению Слова Божия и святых книг. Неблагоговейным стояни­ем в церкви и невниманием к чтению и пению, блужда­нием помыслов, разговорами и смехом в церкви. Остав­лением утренних, вечерних и других молитв.

Утаиванием грехов на исповеди и небрежением о должном приготовлении к причащению Святых Таин.

Неуважением к священным местам, небрежным изо­бражением на себе крестного знамения.

Несоблюдением постов по уставу Церкви.

Леностью к труду и недобросовестным исполнени­ем порученных работ и дел по должности.

Потерей многого времени попусту в праздности, рас­сеянности, забавах, пиршествах. Посещением гуляний, театра, кино под великие праздники.

5. «ПОЧИТАЙ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЬ ТВОЮ, ЧТОБЫ ПРОДЛИЛИСЬ ДНИ ТВОИ НА ЗЕМЛЕ».

Согрешили: непочитанием родителей и сродников. Неуважением к старшим. Неблагодарностью к благоде­телям.

Беззаботностью о воспитании детей, потворством или строптивым обращением с ними, нерадением о благосостоянии их и жестокими поступками с ними.

6. «НЕ УБИЙ».

Согрешили: нравственным или физическим убий­ством себя или другого. Притеснением и лишением средств к жизни ближнего. Неподаянием помощи к сохранению жизни ближнего от преждевременной смерти. Гневом, оскорблением, злословием, ненавистью, вредительством, враждой, злопамятством. Соблазном на грех. Бездеятельностью, пресыщением, упорным сопротивлением истине. Ожесточением в грехах. Мстили за зло. Совершенною нераскаянностью. Мучили и уби­вали животных Неприучением себя не только никого не оскорблять, но и обходиться со всеми кротко, вежли­во, дружелюбно, назидательно, с гневающимся прими­ряться, обиды терпеть и прощать, благотворить всем, даже врагам

7. «НЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВУЙ».

Согрешили: сквернословием, чтением безнравственных книг, рассматриванием нецеломудренных кар­тин и действий, вожделением, сводничеством, кокет­ством, блудом, прелюбодейством (этого рода грехи го­ворят духовникам особо и только наедине).

8. «НЕ КРАДИ».

Согрешили: воровством, обманом, тунеядством, ли­хоимством, немилосердием к бедным, скупостью, пьян­ством, расточительством, игрой в карты и другие азарт­ные игры, роскошью, нечестностью, несправедливо­стью, жестокосердием, жадностью, сребролюбием.

9. «НЕ ПРОИЗНОСИ ЛОЖНОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА НА БЛИЖНЕГО ТВОЕГО».

Согрешили: ложным свидетельством, оклеветанием, разглашением грехов ближних, подозрительностью, осуждением и хвалами, пересудами, сомнением в чести ближних, двоедушием, сплетнями, насмешками, непри­стойными шутками, ложью, лукавством, лестью, непря­модушием, неискренностью.

10. «НЕ ЖЕЛАЙ ЖЕНЫ БЛИЖНЕГО ТВОЕГО… НИЧЕГО, ЧТО ЕСТЬ У БЛИЖНЕГО ТВОЕГО».

Согрешили: худыми желаниями, помыслами, завистью.

Исповедь по заповедям Блаженств

1. Не имели нищеты духа и смирения.

2. Не имели сознания своей греховности, сокруше­ния и плача о своих грехах.

3. Не жили по правде Божией и не искали ее.

4. Были немилосердны.

5. Были нечисты сердцем.

6. Не были миротворцами. Не прекращали ссор меж­ду людьми.

7-8. Не желали терпеть ради Господа ни поношений, ни гонений.

Итак, видим в себе, что все заповеди Божий, а вмес­те и обеты крещения нами нарушены.

Вся сущность закона Божия заключается в любви к Богу и ближним, а мы видим в себе совершенно иное.

1. Не имели любви к Богу.

2. Ненавидели ближнего.

3. Не верили Слову Божию.

4. Были горды и себялюбивы.

Будем же с сокрушением сердца каяться Господу.

Вопросы по плану наших обязанностей к Богу,

ближним и самим себе

1. По отношению к Богу.

Считаешь ли ты своим священным долгом приоб­ретать верное, отчетливое познание о Боге и о прочих истинах и предметах святой веры?

Любишь ли ты Бога более всего, всем сердцем и всей душой?

Не нарушал ли ты часто любовь и благоговение по­мыслами неверия или маловерия, холодностью или рас­сеянностью при богослужении, в храме или дома, стоя на молитве, опущением ежедневных молитв утром и вечером и даже совершенным небрежением о них?

Не прогневлял ли ты Бога невниманием к урокам, подаваемым жизнью, путями Промысла Божия?

Не огорчал ли ты Господа малодушным ропотом на якобы неправедные суды Его Промысла или неблагодарностью за благодеяния, или глумлением над предметами святой веры, над святыми угодниками Божиими, священными обрядами и церковными постановления­ми?

2. По отношению к ближним.

Любишь ли ты ближних своих, по заповеди Хрис­товой, как самого себя?

Уважаешь ли ты в них достоинство людей, во всех подобных тебе, имеющих одни с тобой нравственные силы и права на одно и то же Царствие загробной жиз­ни?

Ценишь ли ты в них высокое звание христиан, запе­чатленных даром Духа Святаго, искупленных кровию Христа, призываемых подобно тебе к наследию вечно­го блаженства?

Не смотрел ли ты на ближних, как на орудие к удов­летворению страстей, как на средство к достижению постыдных целей?

Не оскорблял ли ты их неосновательным подозре­нием или недоверием, презрением, клеветой, ненави­стью, осуждением, злопамятством, мстительностью, злорадством при их скорбях и печалях?

Не присвоил ли ты чужой собственности хищением или обманом, лихоимством или другим нечестным образом?

Не нанес ли ты вреда имуществу, чести, доброму имени и даже здоровью ближних?

3. По отношению к самому себе.

Дорожишь ли ты своим человеческим и христиан­ским достоинством?

Хранишь ли чистоту своей души и тела?

Удерживаешься ли от всего, что противно трезвос­ти и целомудрию?

Избегаешь ли грехов невоздержания, неумеренности в пище и питии, так воспламеняющих нечестивые стра­сти в душе и беспорядочные движения в теле?

Верен ли ты обетам, данным Богу?

Не говорил ли ты ложных, скверных и соблазнитель­ных слов?

Не употреблял ли своих очей, рук, ног и всего тела во вред себе и на пагубу другим?

Достойно ли вел себя в звании, в котором поставлен ты Промыслом Божиим?

Богатство, честь и другие дары и преимущества употреблял ли ты с пользой и достойно славы Божией?

Живешь ли ты благодатной христианской жизнью или находишься в состоянии греха, нечувствия, нераскаянности и духовной мертвости, хотя, может быть, и исповедуешься часто?

Желаешь ли искренне спасения души, т.е. осозна­ешь ли ты тяжесть греха, которым оскорбляется величие Божие, прогневляется любовь и милосердие Отца Небеснаго, попирается Святая Кровь Сына Божия, бес­честится благодать Всесвятаго Духа?

Чувствуешь ли ты всю опасность греховной жизни, которая лишает нас славы чад Божиих, изгоняет из свет­лого Царства Божия, делает душу предметом отвраще­ния святых Ангелов, забавой злых и нечистых духов?

Трепещет ли твое сердце при одной мысли об утра­те вечной жизни, о лишении царства Божия на всю веч­ность? Содрогается ли все существо твое при помыш­лении о нескончаемой вечности мучений, ожидающих грешника по смерти?

Определение грехов по десяти заповедям

1-я заповедь.

Имеешь ли постоянную память о Боге и страх Бо­жий в сердце? Не колеблется ли твоя вера в Бога мало­верием, сомнением? Не сомневался ли в святых догматах Православной веры? Молишь ли Бога укрепить твою веру?

Не отчаявался ли в Божием милосердии?

Молишься ли Богу каждый день утром и вечером? Усердна ли твоя молитва?

Всегда ли, когда возможно, посещаешь церковь?

Любишь ли читать религиозно-нравственные кни­ги? Не читал ли книг, побуждающих на грех?

Заботишься ли о храме Божием?

Не прибегал ли к гаданиям?

Не забываешь ли о главном — о приготовлении к вечности и ответу перед Богом, предаваясь суете, лени, удовольствиям, беспечности?

2-я заповедь.

На первом ли месте у тебя Бог? Может быть, не Бог у тебя на первом месте, а что-либо иное, например, собира­ние денег, приобретение лишнего имущества, удовольствия, развлечения, пища, напитки, модная одежда, украшения, стремление обращать на себя внимание, получать похвалы, проводить время в рассеянии, в пустых разговорах?

Не отвлекает ли тебя от Бога чрезмерное увлечение телевизором, радио, кино, театром, картами и т.д.?

Может быть, из-за забот о себе, о своей семье, ты совсем забываешь Бога, не угождаешь ему и не исполняешь требований Матери-Церкви?

Если так, то значит, служишь ты своему кумиру, сво­ему идолу, значит у тебя па первом месте он, а не Бог.

Может быть, искусство, спорт, наука занимают у тебя первое место? Может быть, какая-нибудь страсть (сребролюбие, чревоугодие, плотская любовь и др.) завладе­ла твоим сердцем? Не делаешь ли из себя «кумира» по гордости, по эгоизму? Проверь себя.

3-я заповедь.

Не божился ли в обыкновенных житейских разгово­рах, не употреблял ли без благоговения Имя Божие, не обращал ли Его в шутку?

Не роптал ли на Бога?

Не нарушил ли клятву? Не унывал ли?

Не бывает ли рассеянна твоя молитва?

4-я заповедь.

Не нарушаешь ли святости воскресных дней и цер­ковных великих праздников?

Не работаешь ли в эти дни ради прибыли, выгоды?

Вместо праздничных богослужений не проводил ли время на каком-либо увеселении?

Аккуратно ли посещаешь церковь? Не опаздываешь ли к службе? Посещаешь ли больных в праздники?

Не нарушал ли постов? Не упивался ли спиртными напитками?

5-я заповедь.

Не было ли случаев непочтительного отношения к родителям, невнимательного отношения к их советам, их ласкам? Заботился ли о них в их болезнях, в старо­сти?

Если умерли твои родители, часто ли молишься об упокоении их душ в церкви и в домашней молитве?

Не было ли случаев непочтительного отношения к пастырям Церкви?

Не осуждал ли их? Не озлоблялся ли на них, когда они напоминали о вечности, о приготовлении к ней, о спасении души, о грехах? Когда они призывали к повиновению Церкви и ее уставам?

Не оскорбил ли кого из людей старше себя?

6-я заповедь.

Ты никого не убил физически в прямом и букваль­ном смысле, но, может быть, стал причиной смерти кого-либо косвенным образом: мог помочь бедному или боль­ному и не сделал этого, алчущего не накормил, жажду­щего не напоил, странника не принял, нагого не одел, больного и находящегося в темнице не посетил (Мф. 25, 34-46).

Не совершил ли ты духовного убийства, т.е. не со­вратил ли кого с доброго пути жизни?

Не соблазнил ли на грех?

Не убил ли кого духовно проявлением злобы и не­нависти к нему?

Прощаешь ли обижающим тебя? Не таишь ли долго злобу в сердце и обиду?

Винишь ли во всем себя или только других?

7-я заповедь.

Не сожительствовал ли с лицом другого пола, находясь с ним в плотских отношениях, без церковного брака или довольствуясь только гражданским браком? Не упорствуешь ли в этом, уклоняясь от церковного брака?

Не позволяешь ли себе легкомысленно обращаться с лицом другого пола?

Не оскверняешься ли, допуская себя предаваться нечистым развратным мыслям и вожделениям, чтени­ем соблазнительных книг, рассматриванием картин, побуждающих ко греху?

Из слов, сказанных прп. Феодоре Ангелом при про­хождении ею мытарств, известно, что более всего гибнет людей из-за нарушения 7-й заповеди, так как люди сты­дятся исповедовать свои грехи против этой заповеди. После прохождения преподобной Феодорой 16, 17, 18 мытарств, Ангел сказал ей: «Ты видела страшные, отвра­тительные блудные мытарства, знай, что редкая душа ми­нует их свободно, весь мир погружен во зло соблазнов и скверн, все люди сластолюбивы. Большая часть, дошедши сюда, гибнет: лютые истязатели блудных грехов по­хищают души блудников и низводят их во ад.

Будь же мужествен, христианин, и покайся, пока жив, пока еще не поздно.

8-я заповедь.

Не присваивал ли себе чужой собственности прямым или косвенным образом (обманом, разными хит­ростями, комбинациями)?

Не пристращался ли чрезмерно к земным благам, не желая ими делиться с другими, нуждающимися в них?

Не овладевает ли твоею душою скупость? Не при­нимал ли краденого?

9-я заповедь.

Не клеветал ли на твоего ближнего? Не осуждал ли часто других, злословил, поносил за их грехи, имеющи­еся или только кажущиеся пороки?

Не любишь ли слушать о ком-либо дурную молву, а потом охотно разносишь ее, увлекаясь всякими сплетнями, пересудами, празднословием? Не прибегаешь ли хотя бы иногда ко лжи, неправде?

10-я заповедь

Не завидуешь ли другим? Если ты завидуешь тому, что есть хорошего и ценного у других людей, то это чув­ство может довести тебя до какого-либо тяжкого пре­ступления. Зависть всегда приводит к злобе и ненави­сти и способна довести человека до самых безумных поступков.

Над всеми этими грехами стоит гордость — началь­ница и родительница всех греховных страстей. Гордость, тщеславие более всего мешают нам видеть свои грехи, сознавать их и исповедовать.

Современные люди не хотят каяться в своих грехах именно потому, что они гордо и надменно считают себя всегда и во всем правыми; или, по крайней мере, жела­ют, чтобы их считали таковыми. Это и мешает им ви­деть в себе недостатки — грехи.

Проверь себя, помолись Господу Богу, чтобы откры­лись тебе грехи твоей души и потом чистосердечно их исповедай.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Перейти к верхней панели